О керамике

Первоначальным термином «керамика» (греческое «керамос»- глина, гончарное искусство) называли изделия, изготовленные из природных глин.

Древнейшие керамические изделия из глины в наше время получили очень широкое развитие. Кроме того, что эти изделия гигиеничны, они еще экологически чистые и разнообразны по своей эстетике и красоте. И все эти изделия изготавливаются из природного сырья - глины с небольшим количеством различных добавок с последующим обжигом.

Керамическое искусство претендует на звание одного из древнейших не только в Украине, но и на всей планете. История керамики измеряется даже не столетиями, а тысячелетиями. Только в Украине керамические  изделия имеют достаточно почтенный возраст - более 8 тысяч лет.

ТЕРРАКОТА

  • (итальянское terra cotta "обожженная земля") обожженная цветная глина, а также неглазурованные изделия из нее, разновидность керамики
  • желтая или красная обожженная гончарная глина
  • неглазурованная керамика
  • обожженная глина, давшая название одному из цветов
  • обожженная неглазурованная глина
  • изделия из обожженной цветной глины
  • скажите по-итальянски "обожженная земля"
  • художественное изделие из обожженной глины
  • желтая, красная глина
  • желтая или красная глина
  • цветная глина
  • керамика без глазури
  • неглазурированная керамика
  • керамические неглазурированные изделия
  • обожженная цветная глина
  • гончарная глина
  • керамика, известная с эпохи неолита
  • вид керамики
  • изделия из обожженной глины

Неолит Анатолии

Анатолия, долго рассматривавшаяся как варварская окраина «полумесяца плодородных земель», теперь должна считаться наиболее развитым центром неолитической культуры на Ближнем Востоке. Неолитическая цивилизация, обнаруженная в Чатал Хююке, сияет подобно «сверхновой звезде» в тусклой «галактике» со¬временных ей земледельческих культур. Это сравнение справедливо как для Чатал Хююка, так и для его преемников — Хаджилара, Западного Чатал Хююка и Джан Хасана, погибшего от пожара и не оставившего заметного следа в культурном развитии Анатолии после 5000 г. до н. э. Тусклый закат анатолийской культуры может быть прослежен в халафской культуре на севере Месопотамии, но здесь она уже обречена на исчезновение. Дольше всего ее влияние чувствуется не на Ближнем Востоке, а в Европе, потому что на этом континенте неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию, скотоводству и культу богини-матери — основам нашей цивилизации.

В стране, столь неподходящей для земледелия, как Памфилия, это кажется неудивительным. Поскольку отсутствуют радиокарбонные даты, устанавливающие абсолютную хронологию культур Белбаши, Белдиби или верхнего палеолита пещер Кара-Ин и Окузлу-Ин, единственная возможность датировки заключается в обнаружении примитивной керамики в самом верху верхнего слоя (В) в Белдиби.

Группа натуралистических статуэток, изображающих богиню-мать, из домов Хаджилара VI. Обожженная глина.Почти идентичная керамика найдена в IX и X слоях Чатал Хююка, что позволяет предположить на основании радиокарбона дату около 6500—6400 гг. до н. э.

Керамика появилась впервые в X—IX горизонтах (она вывозилась в Белдиби), но эти примитивные изделия, конечно, не могут сравниться с деревянными, костяными и роговыми сосудами или с плетеными и кожаными вместилищами, которые могли быть в употреблении начиная с верхнего палеолита. Поэтому в раскопанном жреческом квартале в горизонтах VIII— VIB керамика не встречена, и только в конце существования VI А, около 5900 г. до н. э., она появляется, но уже значительно улучшенная.

Керамические сосуды многочисленны — они тонкостенны, хорошего обжига и с прекрасным лощением.
Светлая серая керамика преобладает в IX и VIII горизонтах, а в VII и VI она уступает место красной, темно-желтой и коричневой.

Расписная и нерасписная монохромная посудаПосле разрушения Хаджилара VI около 5600 г. до н. э. жизнь на поселении продолжается, и «поздний неолит» переходит в «ранний халколит», главной особенностью которого является расписная керамика. Переход к ней совершался постепенно: в горизонте V, являющемся промежуточным, все еще преобладает краснолощеная керамика. Керамика расписана красным по кремовому фону, узоры главным образом геометрические, напоминающие ткань, но некоторое число фрагментов украшено криволинейным орнаментом с фантастическими мотивами, возможно ведущими происхождение от чаталхююкских меандровых узоров на печатях. Этот «фантастический» стиль остается редким вплоть до горизонта II В (поздний II), когда он достигает широкого распространения.

Геометрические орнаменты преобладают с V по III. Расписная и нерасписная монохромная посуда имеет одинаковые формы, развившиеся из форм IV горизонта, но теперь наряду с овальными хаджиларскими чашами появляются кувшины с воротничковым венчиком.

Подробнее...